ЖУРФАК МГУ !1973-78 гг сайт выпускников
Меню сайта

Форма входа


Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 22


бесплатный счетчик
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  •  
  • 8400 посещений
  • нашего сайта в мае
  • 2012 года
  • Книга М. САФИКАНОВА "Несжатая полоса журналиста" -выпусника журфака МГУ 1973-78 гг.
  •  
  •  НАШ ОДНОКУРСНИК М. САФИКАНОВ - ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА
       : К 75-летию Ярославской области  году был проведен конкурс « Мое слово о Ярославиии». Правительства области подвело итоги. В Ярославле 31января победители конкурса были награждены Дипломами, а также денежными премиями или призами. Впервые лучшие работы журналистов были опубликованы сборнике, который так и называется «Моё слово о Ярославии».
        В числе победителей Михаил САФИКАНОВ, наш однокурсник - выпусrник факультета журналистики МГУ 1978 года,член Союза журналистов,главный редактор региональной газеты "Новый рейтинг." Он представил на конкурс цветную книгу "Легенды Туношенской земли" (Двенадцать легенд), изданную летом 2011 года. Его работа - отрывки из книги - напечатаны в сборнике "Моё слово о Ярославии".


  • 7 июля 2012 года на Некрасовском празднике поэзии в Карабихе
    состоялась презентация книги
     «СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ КАРАБИХСКОЙ» нашего однокурсника  Михаила САФИКАНОВА1978 года выпуска.

    3-е место - ЯРГРАД- 1000

    4-е место - Выпускники журфака
    1973-1978


    5-е место - поселения
    Яроcлавкой области
    Л


  • ИЗ ЛЕТОПИСИ
    НАШЕГО САЙТА:
     
  • 10-12 сентября - новости празднования 1000-летия Ярославля
  • 5 мая 2010 года впервые на главной странице появился видеоклип на "Песенку про студента".
     
  • 25 апреля 2010 года - создан сайт " Выпускники журфака-1973-1978 года"    по  личной инициативе, по велению  души  на на основе моих книжек "В сердце моём -журфак" 2004 года и "Несжатая полоса журналиста" 2009 года. 
  • 26 марта - 26 апреля - в Ннтернете не нашел ни одного сайта о курсах наших выпускников факультета журналистики. Печально. "Срисовать" не у кого. Придётся своей головой. Елизаветта Петровна Кучборская, думаю, это одобрила бы.  И другие наши учителя во главе с Ясеном Николаевичем Засурским, полагаю, тоже.
  • 28 апреля - адрес сайта отправлен  в поисковые системы на регистрацию. В течении месяца  обещают  исполнить заявку.
  • В обращении к однокурсникам  написал я некоторые мысли о создании достойного курса сайта. Никто не спешит откликнуться делом, только  одобрение. Ну это тоже для начало неплохо.
  •  Дату встречи выпускников в этом году на сайте факультета не опубликовали. По- прежнему  ожидается в начале  июня.
  •  
  •  Сайты однокурсников
    по журфаку
    в Интернете:


    h
    ttp://yargrad-1000.ucoz.ru/
  • Книга автора М. САФИКАНОВА
     
    Книга М. САФИКАНОВА об истории Ярославского радио
    "Живому слову больше веры" - история Ярославского радио в 1960-80 годы.
     
     

  • Статистика 8700 посещений

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Приветствую Вас, Гость · RSS 24.09.2017, 20:37

    ИСТОРИЯ КУРСА


    Наш курс начинался осенью 1972 года, когда на факультет набрали подготовительное отделение из 40 человек. Было создано две группы - английская и немецкая.

    На подготовительное отделение пришли люди с фабрик и заводов, армии, из редакций многотиражных, районных газет.

    Основная часть рабфаковцев были коммунистами и комсомольцами, поэтому были созданы первичные общественные организации. На  партсобрании был избран  секретарем партбюро Александр Лескин из города Губкин, а комсоргом – М. Сафиканов из города Салавата, что на Южном Урале.



    Одним из первых крупных мероприятий, в которых участвовали наши  организации, было проведение Дня посвящения в журналисты. Это событие происходило около Вечного огня. Наши общественные организации немало сделали, чтобы мероприятие прошло ярко, надолго запомнилось.

    В учебе главная наша забота - это ликвидация пробелов  в знаниях, которые были у большинства из нас. Нужно было дорасти до высоты МГУ. Многим это удалось. Рабафаковцы успешно сдали вступительные экзамены и  к 2-3-му курсу не только сравнялись со вчерашними школьниками, но и вышли в отличники, особенно на 4-5 курсах, получали повышенные стипендии.

    Среди рабфаковцев было немало неординарных личностей, со своим видением  жизни, которые в последующем доказали свою состоятельность  в профессии, творчестве. В их числе - Владимир Королев, Александр Лескин, Александр Шинкин, Евгений Муравьев, Валентин Мельничук, Александр Щербаков. Евгений Солодов,  Александр Головенко, Олег Фирсов, Александр Меситов, Евгений Поняков, Тамара Чайковская. Многие остались в Москве или, поработав на периферии, вернулись в столицу.

    Куратором подготовительного отделения была назначена преподаватель русского языка Валентина Ивановна Кононова. Она воспринималась нами "по -школьному” - классный руководитель. Этим все сказано. В некотором смысле она была для нас и второй матерью, которая переживала за  каждого, помогала освоиться в Москве, так как большинство слушателей рабфака были иногородними. Не так давно я встретился с  Валентиной Ивановной на факультете. Это была неожиданная и радостная встреча. Она продолжает преподавать и по ныне помнит всех своих подопечных, рассказывает разные истории, связанные с нашей жизнью и учебой.

    Инспектором подготовительного отделения была Татьяна Григорьевна Волкова, которая  и сегодня  работает на факультете. Она - кандидат наук. Благодаря ее заботливости, принципиальности многие рабфаковцы дошли до финиша - сдали вступительные экзамены и стали студентами.

     Когда в 1973 был укомплектован курс, Волкова продолжала руководить учебным процессом. Позже она сдала пост Галине Бровченко.

    Не все выдержали вступительные экзамены летом 1973 года.  Некоторые из них, например, Володя Баженов из Куйбышева все же смог учиться в МГУ – на заочном отделении и получить высшее образование.

    Слушатели подготовительного отделения стали костяком нашего курса.




    РАЗ КАРТОШКА, ДВА КАРТОШКА

     

    Так назвал я этот раздел, потому что на счет "раз” была  в 1973 году работа по уборке картошки в Можайском районе, на счет "два” опять тоже самое осенью 1974 года .

    "Картофельные страдания”  помогли  однокурсникам познакомиться друг с другом. В сентябре 1973 года в колхозе "Бородино” у нас были созданы полеводческие и сортировочные бригады. Нам пришлось заниматься уборочными работами в исторических местах - на Бородинском поле, там, где были Багратионовы флеши и Шевардинский редут.

    Мы жили в пионерском лагере. Некоторые впервые узнали, что такое сельскохозяйственный труд от зори до зори, и труд вообще. Особенно это касалось лиц с московской пропиской. И тем не менее, сил у нас хватало не только на работу, но и создание, создать  вокально-инструментального ансамбля, проведение  танцев. В свободное от работы время   побывали на экскурсии в музее Бородинской битвы.

    За несколько недель мы втянулись в работу и трудились, как настоящие колхозники, выполняли нормы и на подбору картофеля, и на сортировке. Организовали соревнование между бригадами и внутри коллективов. Поэтому "нас заметили, нас отметили”— по итогам работы Можайский горком партии и райисполком вручили ряду бригад и  бригадиров Почетные дипломы за хорошую работу, а новоявленные "колхозники” получили за "трудодни” премии, сопоставимые со стипендиями.

    Через год мы повторили этот подвиг на картофельных полях колхоза "Бородино”.   Трудное это было время, но почему-то вспоминается как интересное, счастливое. Наверное, потому что были юными, полными сил..


    ПЕРВАЯ НАША  ПРАКТИКА

     

    После первой сессии у нас была практика в различных многотиражных газетах. Мне довелось работать и опубликовать материал в газета "Московский метрополитен” и "За передовой опыт ВДНХ”. Если первые до вузовские материалы пришлось писать по своему усмотрению и хорошо известную армейскую тему, то на практике надо  было  браться ту тему, которая была в редакционном плане.

    В "Московском метрополитене” например, попросили подготовить материал о соревновании бригад ремонтников  электропоездов, а  в газете "За передовой опыт” ВДНХа  СССР дали задание написать зарисовку об экскурсовод е Всесоюзной  выставки Н.В. Четверня.

    Для центрального издания соседней союзной республики "Правда Украины”по зданию Галины Григорьевны  уже надо было  готовить заметку о выставке украинских художников в Москве.

     

    СТРОЙОТРЯД "Репортер-74”,

     

    После первого курса был создан стройотряд " Репортер-74”, который был направлен на строительство овощехранилища в район аэропорта Внуково. Его командиром стал Султан Умаров, заведующий хозчастью М. Сафиканов.

    Полтора месяца мы занимались земляными работами, прокладывали траншеи для укладки электрического кабеля, строительными работами.

    У нас была своя фирменная форма с надписью "Репортер-74”. Жили в школе, рядом с  аэропортом. Стройотряд выполнил запланированный объем работы, хотя было немало трудностей. Будущие журналисты не подкачали: показали, что не  только ручку умеют держать в руке, но и лопату, носилки,  делать бетонирование, класть кирпич. Эти навыки, думается, многим пригодились, когда надо было освоить свои "заветные шесть соток”.

     

    ЛЕТНЯЯ ПРАКТИКА

     

    Каждый год после окончания очередного курса мы отправлялись на практику во все уголки нашей Родины. Многие старались поехать в незнакомые места.

    Каждый из нас, конечно, немало может рассказать о своем первом прямом контакте с профессией журналиста-репортера. Моя практика, наверное была типичной для большинства студентов.

     Мне довелось сначала поехать на Юг - в Краснодарский край, в газету "Новороссиский рабочий” в 1975 году. Там опубликовал около 36 заметок, корреспонденций, зарисовок. Осенью на факультете проводился конкурс  на лучший репортаж.   Мой  материал "Случай, которого могло не быть” был признан одним из лучших. Его тема интересная, необычная — спасение курсантом морского училища мальчика, которые попал в беду на строительной площадке (тонул в горячем  битуме”). В Новороссийске я сделал серию репортажей:  "Один день на скорой”, " "Три часа в машине ГАИ”, "Ралли "Слава” и другие.

    В 1976 году мой путь пролегал в противоположную сторону от черноморского побережья. Я отправился на Баренцево море — в  Мурманскую область и работал в главной областной газете "Полярная правда”. Опубликовал около 20 корреспонденций, отчетов, репортажей. Очерк о работниках ГАИ  на факультетском конкурсе был признан лучшим”. За это я что-то получил

    Последнюю студенческую практику я решил пройти в "Строительной газете”. Тогда и познакомился с редактором Леонидом Петровичем Кравченко, который в последующем стал редактором газеты "Труд”, позже возглавил Гостелерадио СССР и руководил им до памятного августа 1991 года.

    В "Строительной газете” я писал о новых технологиях , применяемых в сельскохозяйственных строительных объектах, а также репортажи с выставок.

    Я не огранивался только обязательной практикой. В родном городе Салавате на Урале во время каникул  регулярно  выступал по  самым разным темам: производство, строительство, театр, изобразительное искусство, школьная жизнь, спорт, отдых. Я стремился к универсальности в журналистике. Эта установка оказалась правильной - помогает в литературной работе, в подготовке и издании авторских книг и  альбомов.


     

    МЫ - КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

     

     Запомнилось навсегда и наше участие в ноябрьских и первомайских демонстрациях. Мы собирались за несколько часов до главного события - шествия по Красной площади. Шли с криками "Ура” мимо нашего факультета, Мавзолея Ленина, на трибуне которого нас приветствовали  руководители  партии и государства. Осталось с тех пор  ощущение великого праздника, единения народа, мощь. Жаль, что в новые времена  у людей отняли возможность идти на Красной площади на демонстрациях. Но это уже другая тема.


     

     СТУДЕНЧЕСКИЕ СЕМЬИ

     

     За годы учебы появилась   любовь  не только к литературе и журналистской профессии, но и глубокие чувства однокурсников и однокурсниц друг другу. Для некоторых их взаимность закончилась  свадебным маршем Мендельсона. А некоторые екоторые молодожены еще на студенческой       скамье стали мамами и папами.

    На курсе были созданы семейные пары Лескиных (Чернова Ольга из Загорска и Александр Лескин из города Губкина), Айдиновых, Чисниковых, Баклановых  и других. Большинство семей сохранились и поныне.


     

    НАША САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

     

    Была у нас и своя самодеятельность. Она родилась еще, когда  мы были в стройотряде "Репортер-73”. Тогда дуэт нашего однокурсника Александра Лескина и старшекурсника Ремизова пользовался большой популярностью во время гастролей по соседним в Облянищево села и деревням Рузского района Московской области. Там мы строили жилой дом в два этажа на 8 квартир и коровник на 200 голов. На баяне играл Александр Лескин. В репертуаре были патриотические песни, песни военных лет, Булаты Окуджавы.

    На картошке у нас тоже был оркестр. Ударником трудился  был наш однокурсник Максим Никулин - сын Юрия.



      КАК СТАЛИ МЫ ОФИЦЕРАМИ

     

    Один раз в неделю  у нас были занятия на кафедре военной подготовки. После четвертого курса  мужское сословие однокашников  направилось  на военные сборы во Владимирскую  область, где мы изучали военное дело: строевую подготовку, личное оружие, уставы и так далее. Нам, прошедшим действительную срочную службу, было легче, чем вчерашним школьникам. На учениях мы проходили обкатку танками, стреляли из автомата и пистолета. Но главное - изучали спецпропраганду на иностранных языках, то есть работу с вероятным противником.

    Жили мы в армейских палатках в лесу среди  сосен.   Еще была маленькая отрада -  из зверобоя в личное время варили чай много- говорили о гражданской жизни. Пройдя военную подготовку, мы вместе с дипломом получили офицерское звание лейтенанта мотострелковых войск и специальность - спецпропагандист. Наш однокурсник Александр Меситов сочинил даже строевую песню "Спепропагандисты”.

    То не гром на небе слышен,

     То не молнии рвутся в полет ...

    Теперь можно радоваться, что военная специальность нам не пригодилась. Да, мы мирные люди. И все же, один из наших однокурcников стал военным обозревателем в журналах "Итоги” и "Журнал” - это Александр Гольц. А Тамаре Замятиной (Сарапий) довелось побывать на войне в Югославии. Об этом она написала книгу "Не стреляйте, я журналист!” Война в Нагорном Карабахе коснулась и   Максима Никулина (сына Юрия - артиста). Он получил там серьезное ранение.

     

     НАПУТСТВИЯ И

    ФОТО НА ПАМЯТЬ

    Наступил долгожданный день -  декан факультета Я.Н. Засурский вручает нам дипломы. Преподаватели дают напутствия. Мы благодарим их .

    Многое мы тогда  услышали сокровенного, такого, что говорится только напоследок. Но особенно пронзительными показались мне тогда слова Елизаветты Петровны Кучборской: "Не превращайте свою жизнь в долгое ожидание  предбаннике очередного начальника. Бойтесь всю жизнь прожить на цыпочках ...”

    ... Вот  торжество по вручению дипломов заканчивается. Мы уже никогда не встретимся в таком составе! Думалось, что кто-то из нашего отделения фотожурналистики догадается сделать фото на память. Нет, опять сапожник без сапог. Беру инициативу на себя, нахожу Вадима Стяжкина и прошу нас сфотографировать, а курсу объявляю: "Все на улицу, к памятнику Ломоносову, будем фотографироваться”.

    ... Этот фотоснимок  нашего курса я увидел лишь через 20 лет. "Как молоды мы были, как искренно любили, как верили в себя” - это про нас.

    Со дня окончания факультета прошло больше двух десятков лет, Мы стали старше, изменились, возмужали, стали мудрее. Но одно осталось неизменным - это трепетное чувство к годам учебы, нашим учителям. Сколько бы лет не прошло, а факультет остается в нашем сердце. Это навсегда. Думаю, что в этом мы однокурсники, едины.


     ЛОМОНОСОВУ МИХАИЛЕ

    ЛУЧШЕ БЕЗ КОЛХОЗА

     

    Однажды  на практическом  семинаре наш преподаватель редактор "Строительной газеты” Леонид Петрович Кравченко,c задал вопрос: Как вы относитесь в девизу костромских школьников "Все классом - всем в  колхоз!”, и попросил письменно ответить. Мы выполнили задание.

    На следующем занятии,  анализируя наши ответы, первым делом Леонид Петрович сказал: "Спасибо за честные ответы . Но кто из вас вопросом ответил на вопрос: А что если в этом классе  Михайла Ломоносов?

    -  Кто это я?

    - Про Михайлу ... я - Сафиканов .

    Вот такая сценка произошла в нас. Почему я поставил встречный вопрос нашему преподавателю? Масштабную личность нельзя загонять в общую  упряжку, у нее своя стезя.

    Эпизод со знаменитым  архагельским помором повлиял на выбор моего журналистского,  литературного псевдонима  - Михайла.

    Ломоносов был  универсалом, энциклопедистом,  преуспел во многих науках, поэтике и прозе.

    Журналистика - профессия универсальная, поэтому я никогда не хотел быть автором одной темы. Специализация -  это удел особенных людей. Я не из таких. Я десять лет поработал на радио, 3 года на телевидении, несколько лет в газетах. Делаю телерадиопередачи, выпускаю  газету "Новый рейтинг”.        С 2001 года решил стать я полным автором издания и совместил в одном  ряд смежных профессий: журналист, фотограф, дизайнер, политолог, ответственный секретарь, верстальщик, менеджер-издатель. Одно не люблю - корректуру. Но и это жизнь заставляет освоить.

    Сегодня с нуля могу  подготовить и издать альбом,  книгу. Это дает большие в работе политтехнолога. Принимал участие в выборных кампаниях в Костромской, Ивfновской. Нижегородской, Ярославской областях, а также в выборах президентов  в  Белоруссии и республике Башкортостан.  Написал брошюру  " Записки провинциального имиджмейкера” , работаю над книгой  "Национальные особенности выборов губернаторов России”. Для души -  эссе "Оберни беду пользе”. Так что Михаила Ломоносов помогает мне стать универсалом.
    Copyright MyCorp © 2017
    Бесплатный хостинг uCoz